Лучшее в перелётах бизнес-классом – это совсем не то

Когда я в университете начал регулярно летать, я, помнится, заходил в самолёт и зло пялился на пассажиров первого и бизнес-класса, вразвалочку проходя мимо них в эконом-класс. Я молча проклинал их, между тем как они попивали своё шампанское и глядели в свои книги или планшеты. В большинстве своём они избегали зрительного контакта из чувства стыда или, быть может, презрения, за исключением одного осла – такой есть всегда, – который целенаправленно смотрел в глаза каждому пассажиру второго класса с самой что ни на есть самодовольной ухмылкой на лице.

Как бы я ни ненавидел этих людей (а я ненавижу их до сих пор), эта ненависть – порождение зависти. Как и все остальные, я хотел там сидеть. Поэтому я начал выяснять, как этого добиться. Довольно скоро я нашёл целое всемирное сообщество фанатов миль и баллов, кропящих над ставками погашения, схемами вознаграждений и бонусами за открытие кредитных карточек ради того, чтобы тоже получить возможность посидеть впереди. Я стал одним из них.

Проходя мимо бизнес-класса, большая часть пассажиров самолётов концентрируется на роскоши. Однако это лишь то, что можно увидеть в определённый момент, когда вы осторожно проходите мимо тамошних пассажиров. На самом деле главное в бизнес-классе – это время. Он даёт меньшие очереди на регистрацию и досмотр, зал ожидания с бесплатным быстрым Интернетом, который позволяет работать во время ожидания своего самолёта, а также особые объявления, сообщающие, когда именно следует прекратить работу и идти на самолёт, благодаря чему в тот момент можно заходить туда сразу. Некоторые авиалинии даже проводят вас до «Порше» или «Мерседеса», которые подвозят вас по взлётной полосе непосредственно к самолёту, в то время как у других в залах ожидания есть души и комнаты отдыха.

На самолёте достаточно места для работы, для того, чтобы выспаться за ночь, да и вообще для того, что вам нужно сделать. В зоне прилёта может быть даже ещё один зал ожидания, в котором можно принять душ и освежиться. Всё это составляет один совмещённый готовый товар: в дороге отсутствие пустой траты времени в лихорадочных попытках поспать или безуспешных попытках поработать становится большей роскошью, чем лучшая подборка фильмов.

Вероятно, лучшим образчиком этого являлась реклама British Airways 1989 года, когда авиалинии много инвестировали в бизнес-класс, находившийся точно между первым и вторым. В связи с мировым кризисом начала 1980-х большинство предприятий перестали разрешать относить на себестоимость билеты в первый класс даже на дальних рейсах. Авиалинии последовали их примеру, зная о существовании рынка для билетов в два-три раза дороже, чем во второй класс, но гораздо более дешёвых, чем в первый класс.

В рекламе компашка милых управленцев «всё улаживала» так, чтобы их коллега, который летел из Нью-Йорка в Лондон ночью, летел бизнес-классом, а не первым, и прилетел усталым, голодным и несчастным. Но не тут-то было, дорогие зрители! Он полетел по новой программе BritishAirwaysClubWorld, и ему удалось хорошо поесть и всласть поспать ночью, так что он прибывает свежим и готовым к работе и побеждает своих мерзких сотрудников.

Акцент в рекламе, разумеется, сделан на расслаблении во время перелёта, но на самом деле British Airways (а вскоре и все остальные авиалинии) продаёт такой товар, как роскошь использования времени сообразно собственным желаниям. Бизнесмен (да, в основном это были мужчины; по данным AP, 80 процентов британских пассажиров, летавших в том году бизнес-классом, были мужчинами) может заниматься в самолёте чем угодно, не мучаясь дискомфортом.

Люди на это купились. Годом ранее British Airways вложила 40 миллионов долларов в обновление своего продукта ClubWorld и незамедлительно получила дивиденды: прибыль от бизнес-класса после обновления выросла на 106 процентов.

То, что главное в авиационной роскоши – это на самом деле экономия времени, делает ситуацию ещё забавнее. Я столько времени потратил, пробиваясь туда, но именно так и получается, когда вы не богаты. Я начал следить за всеми блогами и Интернет-форумами с описанием лучших способов заработать мили для перелётов, не тратя много денег. Огромную часть одержимых этим составляют люди, которые набирают на своих персональных карточках для работы кучу расходов, получают компенсацию от своей компании, а мили оставляют себе. Ещё есть более стандартные завсегдатаи бизнес-класса, дополняющие свои перелёты по работе перелётами «для галочки» – дешёвыми рейсами с денежным вознаграждением за дальность перелёта, – чтобы из года в год сохранять за собой престижный статус. Однако остаётся контингент таких, как я, которые полагаются на бонусы за открытие кредитных карточек и маленькие секретные приёмчики, чтобы обеспечивать себе практически бесплатные перелёты во время своих немногочисленных отпусков.

Всё стоит потраченных денег, если деньги чужие

Я склонен к зависимостям, так что вскоре вся эта петрушка с милями и баллами превратилась именно в неё. Я вёл таблицы. Я сосредоточенно изучал все форумы о милях и баллах, которые попадались мне на глаза. В конце концов я ввязался всхему с долларовыми монетами, о которой писал для «PacificStandard» в 2013 году:

«Я заказывал 3000 долларов долларовыми монетами (максимальную разрешённую сумму) в Монетном дворе США и оплачивал покупку своей кредиткойStarwoods AmericanExpress. Затем Монетный двор отправлял мне их бесплатно, а я клал монеты на свой банковский счёт и оплачивал покупку за счёт валютной стоимости монет. (Монеты приходили с Монетного двора упакованными, и мой банк принимал их упакованными, так что я со своей стороны совершенно не прикладывал руку к обороту). В течение всего цикла я тратил только время, нужное на то, чтобы принести монеты в банк. Прополоскать, повторить и так далее».

Единственным «усилием» была переноска 27 фунтов монет по кампусу Мэрилендского университета в мой банк, которая, в зависимости от дня, могла занимать от получаса до полутора часов. Я сделал это раз 25 (монеты можно заказывать только раз в месяц), а это значит, что на получение 90,000 балловStarwood я потратил около 25 часов (1,25 балла за доллар), а этого более чем достаточно для перелёта бизнес-классом в Европу и обратно. Для студента, который не мог найти себе более достойное занятие, это было потрясающе выгодно.

Я решил, что завяжу с этой чепухой, как только получу постоянную работу или стану зарабатывать достаточно, чтобы путешествия не напрягаясь в финансовом плане. Однако этого не произошло. Мне 27 лет, и я не так уж много зарабатываю. Я живу в Нью-Йорке, поэтому половина моей «чистой» зарплаты всё равно уходит на съём жилья. Мне всё равно нужны эти баллы, если я хочу путешествовать. Так что я до сих пор этим занимаюсь.

Всякий, кто когда-нибудь летал эконом-классом в Европу, знает о кризисе в 11:30 утра, связанном с десинхронозом. Во время своего первого перелёта бизнес-классом из Вашингтона в Лондон я проспал как младенец шесть часов в высшем классе VirginAtlantic, который стоит как бизнес-класс, хотя удобства в нём на уровне где-то между бизнес-классом и первым классом. Сиденье можно превратить в раскладную кровать, которую бортпроводник застелит для вас перед сном. Однако перед отходом ко сну можно спокойно зайти пропустить стаканчик в полностью укомплектованный бар. Не нужно снимать предоставленную вам пижаму или тапочки с логотипом VA. Хорошенько поспав, я направился в зал ожидания зоны прилёта в Хитроу, чтобы принять восхитительный душ и почистить зубы. Казалось, я не потерял ни минуты времени. Это было качественно новым дорожным впечатлением, из-за которого я задался вопросом о том, что в жизни богачей делало её значительно легче и более приятной.

То, что бизнес-класс лучше, ещё не значит, что он стоил всех тех усилий, которые я прилагал к приобретению билета туда. Если перелёты бизнес-классом экономили мне шесть часов сна и ещё шесть часов унылого зомбированного состояния на почве десинхроноза в Лондоне, то получается 12 часов выгоды. 12 часов – это классно, однако на то, чтобы заработать мили, нужные для путешествия бизнес-классом, я потратил около 20 часов. Где-то за половину этих миль я мог бы слетать по билету эконом-класса. Разумеется, это примерные подсчёты, и, как говорят фанаты миль и баллов, в ваших условиях они могут дать иные результаты. Кажется, я на самом деле вообще не сэкономил ни секунды времени.

the-best-part-of-flying-business-class-isnt-quite-what-you-think-252-body-image-1476042011

Разумеется, ценность времени относительна, и именно на это делает ставку индустрия авиалиний. Они хотят, чтобы я считал, будто час моей жизни в выходные, когда делать нечего, на диване за чтением туристических блогов или открытием кредитных карточек ради бонусов в милях не стоит часа моего недельного отпуска в некоем городе в другой стране, поэтому я (или компания) заплачу больше, чтобы сэкономить это драгоценное время.

Это, очевидно, так, если я использую чужие деньги, – всё стоит потраченных денег, если деньги чужие, – но я не вполне уверен, что это так, если я использую собственные деньги или время. Билет в бизнес-класс стоит на несколько тысяч долларов больше, чем в эконом. Если повезёт и идеально рассчитать время, можно отхватить перелёт с восточного побережья в Европу и обратно дешевле, чем за 2,000 долларов, но почти в любом случае придётся платить больше. Между тем, билеты эконом-класса по тому же маршруту регулярно доступны по цене менее 400 долларов.

Цены в бизнес-классе такие высокие, что мне легко убедить себя в том, будто бы ухищрения с милями «того стоят» в денежном эквиваленте. Однако если немного отвлечься от математики, то это странное хобби, в основе которого – ориентирование в бюрократии и малопонятных правилах валютных операций. Часто кажется, будто я по приколу изучаю право. (Кстати, о птичках: я делал подсчёты, и я вполне уверен, что, если бы я всё это время обучался программированию, а не тратил его на это дурацкое хобби, я бы зарабатывал в качестве программиста гораздо больше денег – настолько, что мог бы просто оплатить любой перелёт бизнес-классом, который совершил, и не только).

Для «экономии времени» при перелёте в какое-нибудь другое место я постоянно получаю на телефон оповещения о возможной ошибочной стоимости перелётов, сравниваю бонусные схемы различных авиалиний, по 45 минут общаюсь по телефону с BritishAirways, потому что из-за организационной ошибки не могу перевести свои мили из BA в Iberia, чтобы забронировать бонусный рейс, звоню компаниям, выдающим кредитные карточки, с просьбами об отказе от моего ежегодного взноса (их обычно удовлетворяют) или аннулировании карточки, в субботу после обеда отправляюсь в Staples и покупаю кучу подарочных картAmazon, так как получаю в пять раз больше баллов за канцелярские принадлежности и занимаюсь прочей всевозможной околобюрократической деятельностью. За этими действиями я провёл время, которого хватило бы на несколько отпусков, вместо того, чтобы просто… не знаю, уйти в отпуск.

Сейчас я на том этапе, когда уже не верю, что игра с милями и баллами того стоит, но это игра и есть. Победа – это шампанское, когда сидишь в бизнес-классе, цель, которая, как хотят нам внушить авиакомпании, куда менее достижима, чем на самом деле. Там может сидеть любой с приличной кредитной историей. Для этого просто нужна куча времени.